На главнуюНа предыдущую

Первые сведения о полуострове Камчатка относятся к середине XVII в: на «Чертеже Сибирской земли» Петра Годунова, составленном в 1667 г., была нанесена карта Камчатки.
В 1650 г. р. Пенжины достиг Михаил Стадухин. В 1658-1661 гг. со стороны р. Пенжины на полуостров ходил служилый человек Иван Камчатый со своими людьми. От р. Лесной с западного побережья он перешел к р. Караге на восточ¬ном побережье, а затем вышел к большой реке, называемой ительменами Уйко-аль, (позднее стала именоваться р. Камчаткой). В 1662-1663 гг. из Анадыря пришел казачий десятник Иван Рубец «вверх реки Камчатки» и, возможно, зимо¬вал здесь, в ее верховьях.
Благодаря первооткрывателям Камчатка становилась известной и ученым людям, составителям географических карт. Достаточно четко полуостров изо¬бражен на карте, выполненной в 1697 г, известным тобольским картографом Семеном Ремезовым.
В конце XVII в. решающую роль в продвижении землепроходцев в центральную часть полуострова сыграл Владимир Атласов, имя которого вошло в исто¬рию географических открытий наряду с именами Семена Дежнева, Ивана Москвитина, Ерофея Хабарова, Василия Пояркова. Сын казака и якутки, Атласов служил в разных острогах, странствовал по бескрайним северным просторам. В 1695-1696 гг., незадолго до назначения Атласова начальником Анадырского острога, на полуострове побывал Лука Морозко (Старицын) и привез в Анадырь много интересных сведений. Весной 1696 г. Атласов вышел из острога с отрядом в 65 казаков и 60 юкагиров. Взяв ясак с пенжинских и олюторских коряков, Атласов разделил отряд половина под началом Луки Морозко пошла вдоль восточного берега полуострова, другая часть - с Атласовым, по западному побережью. Атласов побывал на Палане, Хайрюзовой, Тигиле, Иче и других реках. Был в трех днях пути от р. Озерной. Побывали казаки на р. Камчатке, заложили Верхнекамчатский острог. В ознаменование успешного похода казаки поставили памятный крест. Надпись на кресте гласила, что его поставил 13 июня 1697 г. «пятидесятник Владимир Атласов со товарищи». Через сорок лет видел этот крест С. П. Крашенинников. Он переписал слова, вырезанные казаками, сохранив их для истории. В 1959 г. атласовский крест был восстановлен тихоокеанскими моряками во главе с вице-адмиралом Г. И. Щедриным.
В северной части порта стояли офицерский дом и канцелярия, у основания Никольской сопки - склады-магазины. Восточное - казармы нижних чинов. Выше - пороховой погреб. Была возведена и походная церковь. На косе - «кошке» -Елагин обозначил характерные ительменские балаганы на сваях.
6 октября (17 октября по новому стилю) 1740 г. построенные в Охотске пакетботы «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел», на борту которых находились Витус Беринг и Алексей Чириков, вошли в Авачинскую губу, встали у строящегося порта. Эта дата - день рождения г. Петропавловска-Камчатского.
В 1743 г. Сенат приостановил работу Второй Камчатской экспедиции.
Итоги обеих экспедиций были значительны: открыт американский берег, обследован пролив между Азией и Америкой, изучены Курильские острова, побе¬режье Америки, Алеутские острова, уточнены представлений об Охотском море, Камчатке, Японии. Работа экспедиций способствовала освоению и заселению Камчатки: возникали новые поселения, обустраивались существовав¬шие. В г. Петропавловске-Камчатском героям Камчатских экспедиций посвяще¬ны два памятника: первый, изготовленный в Петербурге, установлен в период между 1824 и 1826 годами по инициативе начальника Камчатки П. И. Рикорда и флотских офицеров. Литая чугунная колонна, напоминающая пушечный ствол, на гранях постамента - венки с факелами, символ мужества и отваги. На чугунной плиты надпись: «Основателю Петропавловска в 1740 г. мореплавателю Берингу». Этот памятник - самый давний на Дальнем Востоке. Стал неотъемлемой частью города второй памятник - стелла, увенчанная изображениями пакетботов Беринга и Чирикова. Памятники Берингу, установленные в разное время, находятся на острове, носящем его имя. Отмечено и место, где скончался командор. В музеях с. Никольского, г. Петропавловска-Камчатского экспонируются найденные при раскопках землянок, в которых зимовал экипаж «Святого апостола Петра», части корабельного снаряжения и вещи участников экспедиции.
После экспедиции Беринга изучение северной части Тихого океана продолжалось. Необходимо было закрепить эти открытия, научно описать новые земли, нанести их на карты.
Северная часть Тихого океана привлекала также внимание английского и французского правительств. Для поиска северо-западного прохода из Тихого океана в Атлантический предпринял свое третье плавание известный английский мореплаватель Джеймс Кук. Удачно начатая экспедиция оказалась для Кука последней. Он погиб в стычке с туземцами на Гавайских островах. Командование кораблями принял Чарльз Клерк. В апреле 1779 г. по пути на север суда «Дискавери» и «Резолюшен» зашли в Петропавловскую гавань пополнить запасы воды и продовольствия.. Главный командир Камчатки Магнус Бем и его помощник Василий Шмалев оказали английским морякам радушный прием. Корабли Клерка прошли Берингов пролив, но отступили перед сплошными ледяными полями. На подходе к Авачинской губе от тяжелой болезни Клерк скончался. Его похоронили в Петропавловске. Английские, французские и русские моряки ухаживали за могилой Клерка. В 1913 г. англичане установили в городе пирами¬дальный четырехгранный обелиск, посвященный Клерку.
В августе 1787 г. в Петропавловскую гавань зашли корабли «Астролябия» и «Буссоль» под командованием Жана Франсуа Лаперуза, которые совершали кругосветное плавание. Экспедиции был оказан добрый прием, В городе было около 100 жителей. На балу, устроенном в честь Лаперуза, присутство¬вали все тринадцать петропавловских дам. Не суждено было возвратиться на родину и Лаперузу. Он и его спутники погибли у атолла Ваникоро на Соломоновых островах. В 1843 г. по просьбе французского правительства и по переданным из Франции чертежам в Петропавловске был установлен памятник Лаперузу. В 1854 г., во время Петропавловской обороны, он сильно пострадал от обстрела. В 1882 г. ученый естествоиспытатель Б. Дыбовский на собственные средства восстановил его в новом облике. Через 10 лет русские моряки крейсера «Забияка» соорудили новый памятник, который и сейчас украшает главную улицу города.
С началом XIX в. заканчивается самая первая страница освоения Камчатки.
События, свидетелем которых был город, ставят его в один ряд с историческими местами, связанными со значительными географическими открытиями в мире. В первой половине XIX в. начался новый период в истории Камчатки и Петропавловской гавани.
Благодаря удобному положению, Авачинская бухта стала базой русских кругосветных и полукругосветных плаваний. В XIX в. более 30 раз заходили в порт суда во время таких плаваний. Корабли почти всех известных мореплавателей бросали здесь якоря.
14 июня 1804 г. под командованием опытного мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна в порт вошел шлюп «Надежда», совершавший из Кронштадта вместе со шлюпом «Нева» первое русское кругосветное путешествие. Петропав¬ловскую гавань в 1809 г. посетил выдающийся исследователь Василий Михайло¬вич Головин. В 1817-1819 гг. и в 1829 г. здесь был русский мореплаватель и географ Федор Петрович Литке.
9 апреля 1912 г. было утверждено новое положение Камчатки. Данным положением Петропавловская гавань становилась административным центром Камчатки (ранее им был Нижнекамчатск). Первым начальником Камчатки стал лейтенант флота Петр Иванович Рикорд (впоследствии адмирал). В 1822 поселение было возведено в ранг российских городов. После П. И. Рикорда начальни¬ком Камчатки с 18 сентября 1822 г. был Станицкий. Город рос. В 1830 г. число жителей насчитывало около 1000 чел.
7 октября 1840 г. начальником Камчатки стал Н. В. Страннолюбский. В период его правления каждый день стреляла пушка, извещавшая горожан о наступлении полудня. В городе были единственные часы и те - солнечные. Стрельба обходилась казне в 45 рублей в год, и Артиллерийский департамент предписал прекратить стрельбу.
1 июля 1850 г. у входа в Авачинскую бухту был построен Петропавловский маяк, просматриваемый с расстояния 30 миль. Это был первый маяк на всем русском побережье Тихого океана. Собранный из чугунных сегментов в 1897 г., маяк действует и в настоящее время.
В 1849 г. Камчатку посетил Н. Н. Муравьев, генерал-губернатор Восточной Сибири.
2 декабря последовал указ об образовании самостоятельной Камчатской об¬ласти. Петропавловский порт становился главным портом на Тихом океане. В феврале 1849 г. на должность военного губернатора и командира Петропавлов¬ского порта был назначен капитан I ранга Василий Степанович Завойко, который развернул большую деятельность по строительству Петропавловского порта. Город при нем вырос, население составляло 1594 чел, проживавших в 116 дере¬вянных домах. Весь город был выстроен исключительно из дерева. Частные Дома были крыты травой, а казенные • железом.
Много внимания В. С. Завойко уделял разведению различных сельскохозяй¬ственных культур. Губернатор обязал каждую городскую семью садить не менее 10 пудов картофеля. Ежегодно осенью по его инициативе проводились сельскохо¬зяйственные выставки.
Усилия местных властей не могли существенно изменить экономику и культуру Камчатки, а царское правительство проявило безразличие к судьбе далекой окраины России, что не способствовало экономическому и культурному развитию полуострова.
Одна из самых ярких страниц истории города - оборона Петропавловского порта от англо-французской эскадры в 1854 г. В планах Англии и Франции определенное место занимали дальневосточные окраины России, и в первую очередь, Петропавловский порт - ее главная военно-морская база на Тихом океане. Они намеревались отобрать у России Аляску, Алеутские и Командорские промыслы, побережья Берингова и Охотского морей, проникнуть на Камчатку, Сахалин.
С объявлением войны, летом 1954 г., шесть военных кораблей: фрегаты «Президент», «Пайке», «Форт», «Эвридика», бриг «Облигадо» и пароход «Вираго» двинулись к Петропавловскому порту. Губернатор В. С. Завойко, зная о возможнос¬ти нападения на город, принял меры к организации обороны. Силы гарнизона были малыми и слабо вооруженными. 19 июня подошла неожиданная помощь: в гавани бросил якорь фрегат «Аврора», подошел корвет «Оливуца» и 24 июня на военном транспорте «Двина» прибыли 350 солдат из устья Амура. В. С. Завойко обратился с воззванием к жителям города, окрестных сел и поселений: «Петропавловский порт должен быть всегда готов встретить неприятеля. Я пребываю в твердой решимости, как бы ни многочисленен был враг, сделать для защиты порта и чести русского оружия все, что в силах человеческих, возможно, драться до последней капли крови».
17 августа 1854 г. англо-французская эскадра вошла в Авачинскую бухту. Началась героическая оборона города, продолжавшаяся десять дней. Главной ареной боя стала Никольская сопка. Здесь 24 августа произошло сражение. Свыше 900 англичан и французов высадились на берег. Им противостояли около 300 русских воинов. Никольская сопка вместила такое количество людей, какого она еще не видела. На вершине противоборствующие стороны сошлись врукопашную. Противник бежал, оставив защитникам знамя полка. Потеряв 450 человек убитыми и раненными, завоеватели отказались от захвата города и покинули бухту.
Рапорт о победе и трофейное знамя доставить в Петербург, было поручено одному из славных защитников города Дмитрию Максутову. Вскоре весь мир узнал о подвиге защитников Петропавловского порта.
Именами героев названы улицы города, а Никольская сопка стала священ¬ным памятником доблести, геройства и мужества русского человека. В память о героическом подвиге камчатцев в 1854 г. имена фрегата «Аврора» и порта Петропавловск приняли будущий легендарный крейсер «Аврора» и броненосец Порт-Артурской эскадры «Петропавловск».
Тени березовых ветвей колеблются на темных чугунных гранях 8-метрового монумента Славы. Установленный на гребне Никольской сопки, он высится над местами былых сражений. Дата установления памятника - 1881 год. Этот монумент - старейший в комплексе мемориальных и надгробных сооружений Никольской сопки.
Особое место занимает небольшой некрополь с каменной часовней. Цен¬тральной частью ансамбля являются две братские могилы: в правой погребены русские воины, в левой - англо-французы. В 1954 г. открыт памятник «Слава» с посвящением: «Героям третьей батареи лейтенанта Максутова, жизни не поща¬дившим для разгрома врага. От моряков-тихоокеанцев в день столетия Петро¬павловской обороны». На легендарном перешейке стоит героическая «Смер-тельная» батарея лейтенанта Максутова. Пять орудий на деревянных лафетах сторожат Морские подступы к городу.
С 1855 г. город стал забытой окраиной. Порт переведен в Николаевский, корабли покинули Авачинскую бухту. В конце XIX - начале XX в. город больше походил на деревню. Сокращалось население. В 1890 г. оно составляло-
10 506 чел, а в 1900 г. - всего 383 чел.
После русско-японской войны (1904-1905 гг.) царское правительство вновь обратило внимание на Камчатку. 17 июня 1909 г. была образована Камчатская губерния во главе с губернатором. За 5 лет (1909.1914гг.) было построено 26 зданий. В 1916 г. в Петропавловском порту насчитывалось уже 1168 чел.
В 1917-1922 гг. Петропавловск-Камчатский стал центром борьбы за советскую власть на Камчатке. Позднее город стал расти, его население с 1926 по 1939 г. увеличилось более чем в 20 раз (с 1,7 тыс. до 35 тыс. чел.).
В предвоенные годы тружениками Петропавловска было создано много промышленных объектов. Петропавловск-Камчатский из административного центра Камчатки превратился в центр индустриальный.
Жители города внесли большой вклад в победу над фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. В боях за освобождение Курильских островов воины-камчатцы покрыли себя неувядаемой славой. В память о героях Отечественной войны в севере Свободы установлен обелиск, на склоне Красной сопки - памятник «Торпедный катер», именами героев названы улицы.
Город рос и развивался. За годы советской власти Петропавловск-Камчатский стал современным индустриальным портовым городом. Здесь живут рыбаки, моряки, строители, энергетики, транспортники, геологи, ученые и творческая интеллигенция.
Камчатская область была образована 20 сентября 1932 года в составе Хабаровского края, с 23 января 1956 года выделена в самостоятельную область РСФСР, входит в Дальневосточный экономический район. С 2007 года Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в один субъект Федерации - Камчатский край.

По материалам сайта
Камчатка-неофициальный портал

Hosted by uCoz